Игровой формат vs сложные участники: кто кого?

В обучении могут встречаться сложные участники, которые демонстрируют неконструктивное поведение в группе. И тренеру нужно уметь с ними работать.
Рассмотрим типы сложных участников, которые встречаются чаще всего.
Энергичные балагуры
Они являются душой группы, очень много говорят, часто не по делу и любят привлекать себе внимание, порой перетягивая его со всей остальной группы.
Эксперты
Очень много знают по теме обучения, знакомы с множеством инструментов и считают себя мастерами в сфере обучения. Из-за этого они стараются оценить тренера. И если компетентность тренера будет выше, они станут к нему прислушиваться.
Скептики или критики
Им всё не то и всё не так. Они не верят в формат обучения, могут жаловаться на ситуации из жизни и пытаются получить подтверждение тому, что рассматриваемые инструменты работать не будут.
Выпадающие из процесса обучения
Они отвлекаются на другие дела, например, на чтение почты и решение рабочих задач.

Чем хорош игровой формат?

Тем, что, с одной стороны, он погружает группу в реальный игровой опыт, который не всегда можно получить в классическом тренинге, а с другой стороны, является для группы абсолютным сюрпризом. Участники, в отличие от знакомого тренингового формата, заранее не знают сценарий игры и поэтому могут только догадываться, что их там ждет (и только пройдя всю игру, могут составить своё представление о ней).

Как же игровой формат помогает работать с каждым из участников?

Энергичные балагуры получают нужную им долю внимания, поддерживая своей душевностью отдельных участников. Вы также можете вовлекать их в розыгрыш кейсов, когда нужно разрядить обстановку или поднять групповую динамику. И дополнительно в рамках каждой игры есть правила розыгрыша ходов, которые будут призывать их к порядку. Также можно задать рамки обсуждения, чтобы они не так активно перетягивали на себя внимание.

Если говорить про экспертов, которые оценивают тренера, то игра может стать для них выходом из зоны привычного комфортного. Потому что продемонстрировать изученные ранее инструменты в новом игровом формате может быть не так просто, а значит, им придется выйти из экспертной роли. Уверенным в своих навыках участникам можно поставить игровую цель повышенного уровня, предоставив возможность доказать своё мастерство. Если же участнику во что бы то ни стало важно делиться своей экспертностью, ведущий может назначить такого участника своим помощником и периодически обращаться к его мнению. Но здесь важно сразу задать форму обратной связи, чтобы исключить критику и самоутверждение со стороны подобного эксперта.

Скептики могут в моменте жаловаться на то, что им выпали «не те карты» или что у них не получается достичь нужного игрового результата. В ответ на это ведущий может, прежде всего, оказывать им моральную поддержку (при необходимости призвав на помощь энергичных балагуров). К тому же таким участникам важно подсвечивать их прогресс и подсказывать, как именно они могут улучшить игровой результат. Тогда зарабатывание первых ресурсов может сильно снизить уровень скепсиса.

Если же скепсис касается самого игрового формата, то через какое-то время, увидев, с каким удовольствием играют остальные, скептики тоже, скорее всего, включатся в игру.

И, наконец, выпадающим из процесса участникам игра позволит уделить дополнительное внимание. Так, лучше ставить их розыгрыши в середину игрового раунда, чтобы они были дополнительно вовлечены в чужие игровые отработки. Либо использовать гибкий формат прохождения игры, когда одни раунды участники проходят самостоятельно, а другие — в команде. Благодаря этому у них будет более активная роль.
В подтверждении наших слов о силе игрового эффекта хотим привести один из наиболее ярких кейсов воздействия игрового формата на сложных участников.
И связан он с игрой
«Стоп-конфликт»
Тема конфликтов изначально не очень комфортная для группы. И тренинги по ней во многих компаниях избегаются сотрудниками либо вызывают много сопротивления.

Далеко не каждый готов признать, что он:

  • конфликтует в рабочей жизни, отстаивая свои интересы и права;
  • делает это не всегда конструктивно (ведь это может повлиять на репутацию внутри компании).
В рамках игры «Стоп-конфликт» участники поначалу тоже проявляют себя настороженно, не зная, что ожидать от игры. Но игра построена таким образом, что позволяет увидеть, что все люди так или иначе вступают в конфликты. Более того, игра поддерживает концепцию, что конфликт не является чем-то плохим: всё зависит от того, насколько он нужен для развития отношений или разрешения сложившейся ситуации. И участники могут на примере обратной связи от игрового пространства и своих коллег по группе понять, в чём заключаются их зоны роста в рамках проходимых конфликтов и какие действия в конфликте эффективны, а какие не очень.

А игровые раунды выстроены таким образом, что участники сначала исследуют конфликтогены, заставляющие вступать в конфликт, затем разбирают модели поведения в конфликте и в завершении осваивают действенные техники работы с конфликтами.
Скептики на протяжении всей игры могут делиться опасениями в отношении конфликтов или острыми конфликтными ситуациями, которые они проживают на рабочем месте, и вместе с группой разрабатывать пути их разрешения, подбирать грамотные стратегии и тактики работы с конфликтами. Когда вся группа живо моделирует конфликт, остаться в стороне довольно сложно, согласитесь?

Энергичные участники, любящие быть в центре внимания, хорошо поддерживают в нужные моменты остальную, делятся эмоциями, первыми вступают в отработки и задают тон всей игре. К тому же они показывают, как с помощью юмора сгладить потенциально конфликтные моменты и свести зарождающийся конфликт на нет.

Эксперты, которые уже много чего знают по теме конфликтов, здесь сталкиваются с необычной интерпретацией этой темы. С одной стороны, их экспертность часто помогает им эффективно проходить игру. С другой стороны, новизна формата периодически «выводит» их из роли придирчивого эксперта в роль вовлечённого участника, который с интересом ждёт, куда повернёт игра. А если даже они добавят пару интересных инструментов в игровую копилку, то и группа, и ведущий будут им только благодарны и сразу испробуют это в деле.

И, наконец, участники, привыкшие отвлекаться на рабочие дела, здесь просто не успевают это делать. Ведь им нужно подбирать решения игровых кейсов, составлять ответы на словесные удары либо отбиваться от игровых подвохов. Сами понимаете, тут уж не до проверки почты — удержаться бы в игре!

Таким образом, вместо привычного тренинга по конфликтам участники с интересом проходят раунд за раундом, разбирая разнообразные ситуации из работы и жизни, спорят о наиболее эффективных моделях поведения и тренируются гасить конфликт в самом начале либо максимально быстро переводить его в конструктивное русло.

А для ведущего казавшаяся такой сложной программа по конфликтам становится вдруг одной из любимых. И всё благодаря игровому формату, который смещает фокус с переживаний участников на драйв и азарт.
Поэтому не знаем, как для вас, а для нас в поединке «Игровой формат vs сложные участники» победа точно уходить игровому формату.

И если вы ещё не применяли игры в обучении, приглашаем в этом убедиться

Смотрите также

    Только полезный контент без спама!
    Будьте в курсе всех новостей!