Эмоции и проекции

Периодически на обучающих программах и играх участники затрагивают очень интересную тему: почему некоторые осваиваемые  в рамках бизнес-игры или обучающей программы техники и инструменты не будут работать. Думаем, это знакомо очень многим участникам и почти всем тренерам.
Если уйти от убеждения участников «лоб в лоб» и копнуть глубже, можно обнаружить просто огромное поле для исследования. Начиная с того, что инструменты и техники применяются участниками не совсем  так, как должны (особенно в самый первый раз), и заканчивая тем, что после обучения не все инструменты и техники в принципе  применяются (особенно регулярно).

Дальше, в процессе обсуждения с группой, может вскрыться еще более интересный пласт:

Очень часто мы не меняем своего поведения (читай — не прикладываем усилий для его изменения), потому что заранее уверены, что ничего не изменится
Условно, мы можем не применять какую-либо коммуникативную технику (например, модель обратной связи или модель "Я-сообщений"), заранее считая, что нас не поймет наш собеседник, что он вообще не в состоянии нас понять («что с него взять!»), что «почему это мы должны» тут перед ним распинаться вообще («вот ещё, объяснять ему чего-то, слишком много чести!»).

Мы почти никогда не замечаем за собой подобную пренебрежительную позицию в сторону окружающих. А ведь она всегда – абсолютно всегда! – влияет на нашу интонацию, на положение нашего тела, на тон и манеру говорить, на взгляд и другие невербальные сигналы, которые собеседник «считывает» и, реагируя на них, уже дальше может воспринимать нас искаженно. И начать огрызаться на наши «Я-сообщения»: слова-то сказаны верные, но мы их процедили сквозь зубы, взглянули исподлобья и еще презрительным взглядом напоследок одарили.
То есть — мы изначально создаем какую-то негативную проекцию в голове относительно ситуации и человека (которая зачастую вообще ничего общего не имеет с реальностью), начинаем себя вести пренебрежительно и, естественно, получаем в ответ не самое приятное поведение. И тут же радостно говорим себе: «Ну вот, я же знал! Я же знал, что техника не работает!».

Но давайте будем честны до конца: ведь тогда получается, что это не техники и инструменты не работают. Получается, что это мы с вами сначала сами провоцируем ситуацию, при которой они с большой долей вероятности не воспримутся окружающими, а затем еще демонстрируем некорректное применение инструментов. Конечно, тут обеспечен провал.

А вот если изначально не создавать в своей голове негативных картин и не додумывать за собеседника какие-либо факты, а сосредоточиться на максимально корректном использовании техник и инструментов (неважно, коммуникативных или каких-то иных) – именно тут нас с вами и будем поджидать самая настоящая магия.

Смотрите также

    Только полезный контент без спама!
    Будьте в курсе всех новостей!